Государственный и муниципальный контроль за предпринимателями
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ.
01.05.2009 вступил в законную силу Федеральный закон от 26.12.2009 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Данный закон призван кардинально изменить систему властеотношений между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, с одной стороны, и государственными и муниципальными органами, с другой стороны, стать новой вехой в защите прав и законных интересов предпринимателей от произвола чиновников при проведении государственного и муниципального контроля.
Как следует из наименования данного нормативного документа, основная его цель - ликвидация административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, и в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона его положения распространяются на отношения в области организации и осуществления государственного и муниципального контроля (надзора), при этом в Законе приведен исчерпывающий перечень мероприятий по контролю, на которые его нормы не распространяются (например, прокурорский надзор, финансовый контроль, налоговый контроль и т.п.).
Закон вводит понятие – «проверка», и в зависимости от оснований проведения выделяет плановые и внеплановые проверки юридических лиц и предпринимателей.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых контролирующими (надзорными) органами ежегодных планов. При этом все указанные планы должны быть доведены до сведения заинтересованных лиц посредством их размещения на официальных сайтах проверяющих органов в сети Интернет либо иным доступным способом.
Важной особенностью Закона является то, что плановые проверки не могут проводиться чаще чем один раз в три года со дня: государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены проверяющим органом не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.
Основаниями для проведения внеплановой проверки согласно ст. 10 Федерального закона являются:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в проверяющие органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней. При этом в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 ч для малого предприятия и 15 ч для микропредприятия в год.
Выездная проверка, то есть проверка по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности, в силу ст. 15 Федерального закона не может быть проведена в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая, когда основанием для проведения проверки послужила поступившая информация о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Новым Законом при проведении выездной внеплановой проверки субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрено специальное правило. Так, если основанием для проведения этой проверки послужила поступившая информация о причинении вреда (а равно об угрозе причинения вреда) жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновении (а равно угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, такая проверка может быть проведена только после ее согласования с органом прокуратуры по месту осуществления предпринимательской деятельности.
В случае если основанием проведения выездной внеплановой проверки послужило истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения, то предприниматель должен быть уведомлен о предстоящей проверке не менее чем за 24 ч до начала ее проведения любым доступным способом.
Федеральным законом подробно регламентирована процедура проведения проверки и оформления ее результатов.
Любая проверка должна проводиться на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя проверяющего органа, заверенные копии которых должны вручаются должностными лицами проверяющего органа, проводящими проверку, под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю.
После завершения проверки должностными лицами проверяющего органа, проводящими проверку, составляется акт, один экземпляр которого вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Новеллой Федерального закона является также обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей вести журнал учета проверок по установленной форме, в который должностные лица проверяющего органа обязаны вносить предусмотренные законом сведения о проверке. Отсутствие таких журналов у подавляющего количества проверенных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц уже установлено в ходе проведенной прокуратурой района в июне текущего года проверки, по результатам которой приняты меры прокурорского реагирования по устранению нарушений требований закона.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в отношении которого проводилась проверка, в случае несогласия с фактами, выводами, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий проверяющий орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.
Важным нововведением Федерального закона является положение о том, что результаты проверки, проведенной проверяющим органом с грубым нарушением установленных Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. К ним, например, относятся: ненадлежащее уведомление о предстоящей проверке, отсутствие оснований проведения проверки, нарушение сроков и времени проведения проверки, нарушение процедуры оформления проверки и т.п.. Такие нарушения были допущены должностными лицами Уренского отдела административно-технической Инспекции Нижегородской области при проверки в мае, июне текущего года проверок юридических лиц на территории Тонкинского района, что дало прокуратуре района основания для обращения в суд с двумя заявлениями о призвании действий проверяющих незаконными и опротестования двух постановлений о привлечении данных юридических лиц к административной ответственности.
Помимо изложенного Федеральный Закон впервые установил обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уведомлять уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, установленных ст. 8 (например, о предоставлении бытовых услуг, о предоставлении услуг общественного питания организациями общественного питания, о производстве одежды).
Факты нарушения установленных данным Законом запретов и ограничений при проведении проверок юридических лиц уже выявлены прокуратурой района в деятельности должностных лиц Уренского отдела административно-технической инспекции Нижегородской области. Прокуратурой района установлено, что при проведении на территории Тонкинского района в мае, июне текущего года 2 внеплановых проверок юридических лиц инспекцией были допущены грубые нарушения требований Закона, что послужило основанием для судебного оспаривания прокуратурой района их результатов и принятых в отношении указанных юридических лиц мер административного наказания. По результатам судебного рассмотрения 2 обжалованных постановления инспекции о наложении на юридических лиц административных штрафов признаны судом незаконными и отменены.
Полагаю, что краткое изложение нововведений Федерального закона не останется незамеченным для читателей газеты, входящих в предпринимательское сообщество, поскольку отношения, им урегулированные, вплотную касаются каждого субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица или индивидуального предпринимателя. От правильного понимания и толкования предпринимателем положений рассматриваемого Закона во многом зависит, сможет ли он грамотно подготовиться к проверке и в случае необходимости обжаловать неправомерные действия должностных лиц проверяющих органов. Тем более что это является одной из главных целей его принятия.
Заместитель прокурора И.Н. Строкин