О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок
Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным подписан Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» № 52-ФЗ от 3 апреля 2017 года, таким образом Российская Федерация присоединилась к Монреальской конвенции 1999 года, которую ратифицировали уже более 120 стран.
Ратификация Монреальской конвенции позволит привести российское законодательство в сфере воздушных перевозок в соответствие с международными правовыми нормами, что будет способствовать развитию конкурентных условий осуществления авиаперевозок и повышению ответственности перевозчиков.
Приведение воздушного законодательства в соответствие с нормами Монреальской конвенции значительно улучшит права потребителей услуг в сфере пассажирских авиаперевозок за счет повышения верхнего предела выплачиваемых компенсации за такие нарушения правил перевозки как задержка или перенос рейса, повреждение или утрата багажа.
Если по нормам Воздушного кодекса Российской Федерации ответственность компании за ущерб из-за задержки рейса составляет 1875 рублей за каждый час задержки (но не более 50% от стоимости билета), то по новым правилам компенсация будет ограничиваться не половиной стоимости билета, а суммой в 332 тыс. рублей (4150 специальных прав заимствования – СПЗ).
Что касается размера компенсации при утрате перевозчиком багажа, то сейчас она не может превышать 600 рублей за 1 кг (для багажа) и 11 000 рублей для ручной клади в случае, если стоимость багажа не может быть точно установлена. По Монреальской конвенции ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой 1000 СПЗ (около 78 тыс. рублей) в отношении каждого пассажира.
Размер компенсации в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира по действующему Воздушному кодексу Российской Федерации не может составлять более 2 млн руб. Монреальская конвенция повышает указанный предел почти в 4 раза и предусматривает, что в отношении вреда жизни и здоровью пассажира, если он не превышает 100000 специальных прав заимствования на каждого пассажира (около 7,8 млн. рублей), перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность.
Компенсации, определяемые в конвенции, привязаны к искусственному платежному средству – специальным правам заимствования (СПЗ). Их курс формируется на основе корзины из четырех валют: доллара, евро, иены и фунта стерлингов и меняется ежедневно (на сегодняшний день стоимость 1 СЗП составляет около 78 руб.).