О возврате приобретенного в магазине товара при отсутствии чека
Как показывает практика большинство покупателей после покупки товара избавляются от чеков или просто теряют. Однако вскоре может прийти осознание, что товар не подошел по каким-то параметрам или в нем имеются недостатки. При обращении в магазин покупатель зачастую получает отказ в принятии товара ввиду отсутствия документов, подтверждающих покупку.
В таких случаях важно знать и понимать, что отсутствие кассового чека - не основание для отказа потребителю в возврате товара, не лишает его права ссылаться на другие доказательства покупки, в том числе на свидетельские показания (статья 18 и 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», статья 493 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Что может являться доказательством приобретения товара.
1. Если покупка была оплачена безналичным путем, то доказательством может служить выписка с банковского счета покупателя об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа, итогов дебетовых и кредитовых операций и т.п., а также иные документы, подтверждающие перевод денежных средств при электронных или безналичных расчетах (пункт 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17).
Совет: чтобы не тратить время на обращение в банк, можно еще при покупке попросить продавца прислать электронный чек письмом или смской - такой чек «не выгорит» и не потеряется.
Направленный таким образом чек может отображаться в виде картинки, pdf-документа, ссылки с указанием даты, времени и суммы покупки. Покупателю достаточно нажать на ссылку и перейти на страницу с электронной версией чека. Такой чек можно сохранить в памяти телефона или облачном хранилище и при необходимости, например, при возврате товара предоставить электронное подтверждение покупки (Информация ФНС России «Чек с онлайн-кассы теперь можно получить через мессенджер»).
2. Если покупатель оплатил товар наличными, выбросил бумажный чек, а электронный не получал, можно запросить в магазине поиск информации о покупке.
3. Также в качестве доказательства приобретения товара может служить отметки магазина в документах, связанных с покупкой: гарантийный талон, паспорт оборудования или инструкция по эксплуатации.
4. Сведения о покупке могут быть зафиксированы на дисконтной карте, данные которой можно посмотреть в личном кабинете на сайте магазина или в базе продавца.
5. Свидетельские показания также могут служить доказательством покупки, например, если в момент покупки с покупателем был друг или супруг, которые могут это подтвердить.
Пошаговая инструкция для возврата товара без чека.
Шаг 1 – Подготовка доказательств приобретения товара.
До обращения к продавцу с претензионными требованиями необходимо подготовить доказательства (документы), подтверждающие покупку товара в конкретном магазине.
Шаг 2 – Подготовка и направление претензии продавцу.
После сбора необходимых документов следует написать претензию в адрес магазина, где был приобретен товар.
Претензия должна содержать:
- наименование продавца;
- данные потребителя;
- описание приобретенного товара и его цена;
- дату покупки товара;
- описание проблемы, связанной с приобретенным товаром;
- требование к продавцу;
- дату и подпись.
Один экземпляр претензии направляется руководителю организации-продавца (лично, через канцелярию, секретаря и т.д.). На втором экземпляре, который остается у потребителя, делается отметка о вручении. Претензия может быть направлена в адрес организации-продавца заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если продавцом является индивидуальный предприниматель: один экземпляр претензии вручается предпринимателю либо его работнику, уполномоченному на принятие претензий от потребителей. На втором экземпляре, который остается у потребителя, делается отметка о вручении. Претензия может быть направлена в адрес предпринимателя (по месту его жительства) заказным письмом с уведомлением о вручении, а также по месту нахождения торговой точки предпринимателя.
Шаг 3 – Оформление возврата товара и денег.
В случае, если продавец признает претензионные требования обоснованными, оформляется возврат товара и денежных средств.
При возврате товара, оплаченного банковской картой, денежные средства перечисляются на банковскую карту покупателя. Если товар был оплачен наличными, деньги могут быть возвращены как из кассы, так и путем перечисления на банковскую карту покупателя.
Зачастую для оформления возврата товара и денежных средств за возвращенный товар продавец требует предъявление паспорта покупателя или иного документа, удостоверяющего личность покупателя.
В этом случае покупателю следует учитывать требования банковского законодательства, в частности пункта 1 Указания Банка России от 09.12.2019 № 5348-У, пункта 6.1 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У, которые предполагают право продавца требовать предоставления таких документов.
За консультацией или оказанием иной помощи в защите прав потребителей можно обращаться в консультационные пункты для потребителей либо в общественные организации по защите прав потребителей, адреса которых размещены в государственном информационном ресурсе по защите прав потребителейhttp://zpp.rospotrebnadzor.ru/organizations/gos.
О навязывании «добровольного» страхования имущества
Последнее время стала весьма распространенной недобросовестная практика управляющих компаний по включению в платежный документ за оплату жилищно-коммунальных услуг жителям многоквартирных домов платы за добровольное страхование квартиры при фактическом отсутствии каких-либо договорных отношений со страховой компанией.
Процедура данной практики такова, что в почтовые ящики жильцов раскладываются «информационные письма», содержащие оферту (предложение заключить договор страхования имущества). После чего, на следующий месяц приходит квитанция на оплату жилищно-коммунальных услуг, уже содержащая строку «добровольное страхование». И если потребитель не заметит и оплатит все услуги, указанные в квитанции, то считается, что гражданин согласился с предложенными условиями договора страхования и после оплаты соответствующего счета договор считается заключенным.
Роспотребнадзор относит данный факт к нарушению принципа свободы договора, связанного с самостоятельным выбором потребителем страховой компании, что является навязыванием услуги, свидетельствующим о нарушении прав потребителей и пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Сбор платежей за добровольное страхование не входит в число услуг, оказываемых управляющей компанией по договору управления многоквартирным домом и подлежащих оплате потребителями. Заключение договора страхования и оплата указанных услуг является правом собственников жилых помещений. Однако для этого должно быть принято соответствующее решение на общем собрании собственников жилых помещений многоквартирного дома (далее – МКД).
Данной позиции придерживается и Верховный Суд Российской Федерации, который, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, в определении от 23 сентября 2020 г. № 309-ЭС20-13251 по делу № А60-58964/2019 указал, что информация об оплате услуг добровольного страхования не входит в перечень сведений, подлежащих включению в платежный документ. Управляющая компания, предоставляя информацию в счете-квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг по строке «услуга добровольное страхование» определенной страховой компании, выходит за рамки своих полномочий, предоставляемых ей собственниками помещений МКД. Указанная практика не связана с осуществлением деятельности по договору управления МКД и нарушает принцип договора, связанный с самостоятельным выбором потребителем страховой компании, что является навязыванием услуги.
С учетом изложенного, Роспотребнадзор рекомендует потребителям более внимательно просматривать все услуги, указанные в платежном документе, чтобы в дальнейшем это не превращалось для них в финансовые потери.