Версия для слабовидящих

Размер шрифта:

- А + А

Настройки изображений:

Цветовая схема:

Обычная версия сайта

Разъяснения действующего законодательства Российской Федерации, подготовленные Шарангской межрайонной прокуратурой 12.11.2021

Главная » О районе » "Шарангская межрайонная прокуратура". » Разъяснения действующего законодательства Российской Федерации, подготовленные Шарангской межрайонной прокуратурой 12.11.2021

Обязанность организации принимать меры по

предупреждению коррупции

 

 

В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

В числе мер по предупреждению коррупции могут быть меры, направленные на определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

Существуют методические рекомендации, содержащие общий подход по организации в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и отдельных категориях организаций работы, направленной на выявление личной заинтересованности служащих (работников) при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

В частности, предусмотрено, что деятельность подразделений в зависимости от условий осуществления возложенных на них функций может быть разделена на общие профилактические мероприятия и аналитические мероприятия.

К профилактической работе относится работа, направленная на следующее:

- определение перечня должностей, при замещении которых служащие (работники) обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (если применимо);

- проведение консультативно-методических совещаний, направленных на информирование служащих (работников), участвующих в осуществлении закупок, о положениях законодательства РФ о противодействии коррупции, в том числе с ежегодной добровольной оценкой знаний.

К аналитической работе относится работа, направленная на следующее:

- анализ имеющейся в распоряжении органа (организации) информации, способствующей выявлению личной заинтересованности;

- формирование профиля служащего (работника), участвующего в закупочной деятельности;

- формирование профиля участников закупок;

- перекрестный анализ сформированных вышеуказанных профилей для целей выявления личной заинтересованности.

 

 

Помощник межрайонного прокурора                                        Кожин Н.А.

 


Общественный контроль как мера противодействия коррупции

 

В соответствии с п. 6 ст. 6 Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – Закон № 273) профилактика коррупции осуществляется путем развития институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений (ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее-Закон № 212).

Граждане Российской Федерации вправе добровольно участвовать в осуществлении контроля как лично, так и в составе общественных объединениях и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Согласно ст. 18 Закона № 212 общественный контроль осуществляется в формах:

- общественного мониторинга,

- общественной проверки,

- общественной экспертизы,

- общественные обсуждения,               

- общественные (публичные) слушания,

- в иных формах

1.                Общественный мониторинг – систематическое наблюдение субъектов общественного контроля за соответствием общественным интересам деятельности объектов общественного контроля.

Для этого необходима прозрачность и открытость для граждан решений и действий властей всех уровней в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 года № 8 «Об обеспечении доступа информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

2.                Общественная экспертиза – использовании институтами общественного контроля специальных знаний и (или) опыта для исследования, анализа и оценки документов и материалов, касающихся деятельности объектов общественного контроля, на предмет их соответствия общественным интересам.

Результаты общественной экспертизы публично предоставляются власти и обществу.

3. Общественные слушания (обсуждение) заключаются в реализации прав граждан на участие в процессе принятия решений органами государственной власти, органами местного самоуправления посредством проведения собрания для публичного обсуждения проектов решений органов государственной или муниципальной власти, а также действующих НПА по вопросу их соответствия общественным интересам.

4. Общественная проверка (расследование) - совокупность действий субъектов общественного контроля по сбору информации, установлению фактов и обстоятельств, касающихся деятельности объектов общественного контроля, в целях определения ее соответствия общественным интересам.

 

 

Помощник межрайонного прокурора                                        Кожин Н.А.

 


Обязанность предоставления сведений о доходах

 

Законодательством предусмотрено, что государственные и муниципальные служащие обязаны соблюдать ряд запретов и ограничений, а также выполнять ряд обязанностей, направленных на предупреждение коррупционных правонарушений. Одной из основных обязанностей для служащих в сфере противодействия коррупции является предоставление ежегодных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 "О противодействии коррупции" обязанность по предоставлению данных сведений возникает у муниципальных служащих в случае занятия должностей, установленных нормативными правовыми актами.

Указом Президента Российской Федерации от 23.05.2009 № 557 утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга)  и  несовершеннолетних  детей.

На  уровне  муниципальных образований перечни таких должностей утверждены правовыми актами органов местного самоуправления. Форма справки о доходах, об имуществе обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего, а также его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей утверждена   Указом  Президента  РФ  от  23.04.2014  № 460, для муниципальных служащих – Указом Губернатора Свердловской области от 26.02.2018 №99-УГ.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 ФЗ "О противодействии коррупции" невыполнение государственным служащим обязанности по представлению представителю нанимателя сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является правонарушением, влекущим освобождение государственного служащего от замещаемой должности или увольнение его с государственной службы.

 

 

Помощник межрайонного прокурора                                        Кожин Н.А.

 


Об обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений

 

 

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Невыполнение служащим данной обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности.

Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

Помощник межрайонного прокурора                                        Кожин Н.А.

 


Ответственность муниципальных служащих за преступления коррупционной направленности

 

Муниципальные служащие - это ключевое, связующее звено в отношениях между муниципальной властью и населением.

В настоящее время существует множество проблем, которые ставят эффективность профессиональной деятельности муниципальных служащих под большой вопрос. Ключевым из них является проблема совершения коррупционных правонарушений - противоправных деяний, выраженных в злоупотреблении муниципальными служащими своим служебным положением и полномочиями, даче и получении взяток, подкупах в целях получения собственной выгоды.

Последствия совершения подобных правонарушений выражаются в снижении эффективности деятельности муниципальных образований и органов местного самоуправления

Сегодня для противодействия коррупции среди муниципальных служащих и снижения ее уровня законодателем была сформирована достаточно серьезная антикоррупционная правовая база. Были приняты Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", целый ряд указов Президента РФ, также внесены соответствующие изменения в уже действующее законодательство о муниципальной и государственной службе, в частности, в Федеральный закон РФ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и в Федеральный закон РФ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Согласно статье 13 Федерального закона РФ "О противодействии коррупции" за совершение коррупционных правонарушений физическими лицами (и муниципальными служащими в том числе) предусмотрены такие виды юридической ответственности, как дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная. Об особенностях их применения к муниципальным служащим и пойдет далее речь в данной статье.

Так, основанием привлечения муниципального служащего к дисциплинарной ответственности является неисполнение либо ненадлежащее исполнение им своих служебных обязанностей, в частности, допущение нарушения антикоррупционного законодательства. При наличии его вины представитель нанимателя имеет право применить такие виды дисциплинарного взыскания, как замечание, выговор либо увольнение с муниципальной службы, в зависимости от степени значительности совершенного им правонарушения. В случае если руководителем муниципального органа не будут приняты меры дисциплинарного воздействия в отношении подчиненных ему сотрудников, которые допустили нарушения антикоррупционного законодательства, то подобное бездействие будет являться правонарушением, которое должно повлечь его увольнение.

Что касается гражданско-правовой ответственности муниципальных служащих за совершение правонарушений коррупционной направленности, то она регулируется положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Административная ответственность муниципальных служащих за коррупционные правонарушения регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). КоАП РФ устанавливает административную ответственность более чем за 20 правонарушений коррупционной направленности, в том числе предусмотренных ст. ст. 7.29 - 7.32, 13.11, 13.14, 15.21, 19.28, 19.29. Указанные статьи преимущественно связаны с нарушениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; ответственность за совершение подобных деяний предусмотрена в виде предупреждения, административного штрафа (в некоторых случаях, в частности, за совершение такого деяния, как незаконное вознаграждение от имени юридического лица, предусмотрен и такой вид административной ответственности, как конфискация денег, послуживших взяткой).

Самой строгой мерой юридической ответственности за совершение муниципальным служащим преступления коррупционной направленности является уголовная.

 

 

Помощник межрайонного прокурора                                        Кожин Н.А.

 

 


Особенности привлечения работников к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений

 

 Действующим законодательством предусмотрен особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Так, взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным статьей 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

При этом порядок проведения проверки регламентирован Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

За несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:

- замечание,

- выговор,

- предупреждение о неполном должностном соответствии.

Кроме того, частью 1 статьи 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе» предусмотрен особый вид дисциплинарной ответственности - увольнение в связи с утратой доверия.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

 

 

Помощник межрайонного прокурора                                        Кожин Н.А.

 


Фотогалерея
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!